Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech

Номер телефона

(831 96) 4-48-16

JA Alumni

Responsive Joomla template for Universities and colleges

Учетная политика

Основные положения Учетной политики об организации единого учетного процесса
Государственного казенного учреждения Нижегородской области
«Управление социальной защиты населения Лукояновского района»

I. Нормативная база

Бухгалтерский учет в Государственном казенном учреждении Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Лукояновского района» (далее – УСЗН Лукояновского района) осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждения:

  • Бюджетный кодекс от 31.07.1998 года №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями),
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",
  • Федеральный закон от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) (далее- Закон №402-ФЗ),
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 года №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция №157н),
  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 года №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» ( с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция №162н),
  • Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее - Приказ N 132н);
  • Приказ Минфина России от 30.03.2015 года №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (с изменениями и дополнениями) (далее - приказ №52 н ),
  • Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н Стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности», № 257н Стандарт «Основные средства», № 258н Стандарт «Аренда», № 259н Стандарт «Обесценение активов», № 260н Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», от 30.12.2017 № 274н «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», № 275н «События после отчетной даты», № 278н «Отчет о движении денежных средств», от 27.02.2018 №32н «Доходы»,
  • иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области, регулирующие вопросы бухгалтерского учета .

II. Организационный раздел учетной политики

Ответственным лицом за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации в УСЗН Лукояновского района является руководитель учреждения. (ст.7 закона №402-ФЗ).

Обязанности по ведению бухгалтерского учета в учреждении возложены на главного бухгалтера, деятельность которого регламентируется должностной инструкцией.

Управление обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах.

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ утвержденная учреждением учетная политика применятся последовательно из года в год.

Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета следует принимать с начала финансового года.

В течение года внесение изменений в учетную политику учреждения может осуществляться в следующих случаях:

  • при изменении законодательства РФ или нормативных актов по бюджетному учету;
  • при разработке учреждением новых способов ведения бюджетного учета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бюджетного учета;
  • при существенном изменении условий деятельности;
  • при изменении законодательства о налогах и сборах (с момента вступления в силу изменений).

В учетную политику также могут вноситься дополнения. В основном они связаны с порядком отражения в учете операций, ранее не производимых учреждением, осуществлением новых видов деятельности и должно оформляться приказом руководителя организации.

УСЗН Лукояновского района публикует основные положения Учетной политики на своем официальном сайте .

1. Ведение бухгалтерского учета

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи УСЗН Лукояновского района ведет электронный документооборот по следующим направлениям:

  • передача бухгалтерской отчетности учредителю через программу 1С : Свод отчетов,
  • система электронного документооборота с органами казначейства,
  • система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства через ППО СУФД - Портал,
  • передача реестров на зачисление заработной платы и иных выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также мер социальной поддержки гражданам через систему « Сбербанк Бизнес –Он@лайн»,
  • передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы через программу СБиС,
  • передача отчетности в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации через программу СБиС,
  • передачи отчетности и листов по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования через программу СБиС,
  • передачи отчетности в органы статистики через программу СБиС,
  • размещение информации о деятельности учреждения на официальном сайте bus.gov.ru;
  • размещение информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ , оказание услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

2. Рабочий план счетов

В соответствии с пунктом 19 Стандарта «Концептуальные основы бухалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» в УСЗН Лукояновского района разрабатывается рабочий план счетов бухгалтерского учета на текущий финансовый год.

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в соответствии с утвержденным Рабочим планом счетов бюджетного учета .

Номер Рабочего плана счетов состоит из двадцати шести разрядов.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают:

в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
24 - 26 разряд – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Разряды 18 - 26 номера счета Рабочего плана счетов образуют код счета бюджетного учета.
В разрядах 1 - 17 номера счета Рабочего плана счетов бюджетного учета отражается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
В 24-26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) .

В учреждении применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

1-деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность),
3- средства во временном распоряжении.

Рабочий План счетов УСЗН Лукояновского района состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.

Раздел 1. Нефинансовые активы.
Раздел 2. Финансовые активы.
Раздел 3. Обязательства.
Раздел 4. Финансовый результат.
Раздел 5. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта.
Забалансовые счета.

3. Первичные документы

Объекты бухгалтерского учета, а так же изменяющиеся факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.

Первичные учетные документы составляются в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни и применяются в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», а так же в соответствии с Приложениями № 2-6 к настоящему приказу.

Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету при условии отражения в них всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на документе подписи руководителя учреждения или уполномоченного им на то лица. Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете только при наличии на документе разрешительной подписи руководителя учреждения или уполномоченного им на то лица.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

В первичных (сводных) учетных документах подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Недопустимо применять корректирующую жидкость для закрашивания ошибочного текста (сумм) в первичных учетных документах. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

4. Способ обработки информации

Учетные регистры формируются автоматизированным способом по каждому из участков ведения бухгалтерского учета согласно перечню регистров бухгалтерского учета, применяемых в УСЗН Лукояновского района. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В регистрах бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра.

Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, а также ответственность за состояние соответствующего участка бухгалтерского учета, достоверность показателей бюджетной отчетности обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

5. Отчетность

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных аналитического и синтетического учета по формам и в объеме, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 28.12.2010года №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (с изменениями и дополнениями).

Бюджетная отчетность учреждения представляется главному распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки и составе.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации (ч.7 ст.13 закона №402-ФЗ) нарастающим итогом с начала года с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Если все показатели, определенные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, то такая форма не составляется. Информация об этом подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период.

Подписывается бюджетная отчетность руководителем и главным бухгалтером.

Другая внешняя отчетность (в ФНС, Пенсионный фонд РФ, ФСС, органы статистики и др. организации) составляется в соответствии с требованиями данных органов и по соответствующим формам (на бумажном носителе или в электронном виде).

УСЗН Лукояновского района публикует отчетность на официальном сайте bus.gov.ru.

УСЗН Лукояновского района обеспечивает хранение бюджетной (бухгалтерской) отчетности в течении сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, за который она составлена.

При наличии технической возможности УСЗН Лукояновского района вправе осуществлять хранение бюджетной (бухгалтерской отчетности), сформированной в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью на электронных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации.

6. Ведение кассовых операций

В соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» ответственным лицом по ведению кассовых операций является сотрудник , назначенный приказом директора Учреждения.

Сотрудник, ответственный за ведение кассовых операций, является ответственным за хранение ключа от сейфа. Передача ключа от сейфа на время отпуска или болезни ответственного лица за ведение кассовых операций лицу, его замещающему осуществляется по акту передачи.

Лицам, ответственным за хранение ключей от сейфа, запрещено оставлять их в неоговоренных местах, а также давать их посторонним лицам и изготавливать неучтенные дубликаты.

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе рассчитывается и устанавливается учреждением самостоятельно в соответствии с действующим порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе ежегодно утверждается приказом директора Учреждения.

7. Внутренний финансовый контроль

Внутренний контроль представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • проверка соблюдения законности и государственной дисциплины в финансово- экономической и хозяйственной деятельности, ведении бухгалтерского учета и расходовании материальных и денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами, наличия, сохранности, полноты поступления и оприходования денежных средств и материальных ценностей, наличия, правильности оформления, своевременности и достоверности отражения документов по регистрам бухгалтерского учета, правильности и своевременности расчетов по заработной плате, соблюдения штатной дисциплины, выполнения предложений и устранения недостатков по актам ревизий и проверок финансово-экономической деятельности,
  • выявление и предупреждение недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей,
  • оказание помощи руководителю учреждения и главному бухгалтеру учреждения в ведении финансово-экономической деятельности.

Внутренний финансовый контроль учреждения обеспечивает постоянно действующая в течение года комиссия.

Права комиссии:

  • проверка соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;
  • проверка правильности составления бухгалтерских документов и своевременности отражения их в учете;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка учетных регистров, планово-сметной документации;
  • ознакомление с перепиской учреждения;
  • обследование служебных помещений (противопожарное состояние и т.п.);
  • проверка сохранности и эффективности использования материальных ценностей;
  • проверка состояния и сохранности основных средств и материальных запасов у материально-ответственных и подотчетных лиц;
  • проверка расчетов учреждения по обязательствам;
  • проверка норм расхода материальных запасов на нужды учреждения;
  • другие права, связанные с деятельностью учреждения, а также выполнение распоряжений директора.

За полноту и своевременность проверок, обоснованность результатов несет ответственность председатель комиссии.

Внутренний контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:

Тип контрольных мероприятий

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный за проведение

Предварительный контро

1. Проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, смет доходов и расходов и др.), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

2. Проверка и визирование проектов договоров  главным бухгалтером,

3. Предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств.

На стадии проведения расчетов, составления смет, составления договоров

Главный бухгалтер

Главный бухгалтер

Главный бухгалтер;

Постоянно действующая комиссия по осуществлению внутреннего контроля

Текущий контроль

1. Проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т.п.);

2. Проверка наличия денежных сумм в кассе учреждения;

3. Проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;

4. Проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов;

5. Контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;

6. Сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);

7. Проверка фактического наличия материальных средств.

В течение финансового года

Руководитель;

 

Главный бухгалтер;

МОЛ;

 

 

Постоянно действующая комиссия по осуществлению внутреннего контроля.

Последующий контроль

1. Инвентаризация;

2. Внезапная проверка кассы;

3. Проверка полноты оприходования полученных в кредитной организации наличных денежных средств;

4. Проверка вопросов поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;

 

В течение финансового года

Постоянно действующая комиссия по осуществлению внутреннего контроля

 

8. Порядок проведения инвентаризации

При проведении инвентаризации учреждение руководствуется нормами п. 79 – 82 ФСБУ «Концептуальные основы» и методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 (с изменениями и дополнениями), в части не противоречащей требованиям федеральных стандартов для организаций госсектора, Закону N 402-ФЗ и Инструкции N 157н.

Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленные настоящей Учетной политикой, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 80,81 ФСБУ "Концептуальные основы").

Оценка соответствия объектов имущества понятию "Актив" проводится в течение года - по мере необходимости.

Целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств;
  • определение фактического состояния имущества и его оценка;
  • документальное подтверждение наличия активов и обязательств.

Инвентаризация имущества и обязательств учреждения проводится обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) имущества учреждения в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при реорганизации, ликвидации учреждения перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса:
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем учреждения.

В состав комиссий могут входить работники учреждения, бухгалтерской службы и другие специалисты, способные оценить состояние имущества и обязательств учреждения.

Приказы о проведении инвентаризации оформляются по форме N ИНВ-22 , утвержденные постановлением Госкомстата от 18.08.1998 РФ N 88;

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Для оформления инвентаризации применяют формы, утвержденные Приказом N 52н: инвентаризационные описи (формы 0504081 - 0504089, 0504091) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи (сличительной ведомости).

При заполнении инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в графах 8 и 9 указывается наименование статуса объекта учета.

Графы 8, 9 инвентаризационной описи по основным средствам заполняются следующим образом:

В графе 8 «Статус объекта учета» указываются коды статусов:

11 – в эксплуатации;
12 – требуется ремонт;
13 – находится на консервации;
14 – требуется модернизация;
15 – требуется реконструкция;
16 – не соответствует требованиям эксплуатации;
17 – не введен в эксплуатацию.

В графе 9 «Целевая функция актива» указываются коды функции:

11 – продолжить эксплуатацию;
12 – ремонт;
13 – консервация;
14 – модернизация, дооборудование;
15 – реконструкция;
16 – списание;
17 – утилизация.

Графы 8, 9 инвентаризационной описи по материальным запасам заполняются следующим образом:

В графе 8 «Статус объекта учета» указываются коды статусов:

51 – для использования;
52 – в запасе для хранения;
53 – ненадлежащего качества;
54 - поврежден;
55 – истек срок хранения.

В графе 9 «Целевая функция актива» указываются коды функции:

51 – использовать;
52 – продолжить хранение;
53 – списать;
54 – отремонтировать.

При выявлении в ходе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов недостач или излишков любые установленные расхождения с данными бухгалтерского учета (в том числе по расчетам и обязательствам), предоставленными бухгалтерской службой, фиксируются инвентаризационной комиссией в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Расхождения указываются в Ведомости (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Эта ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

На ценности, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляется отдельная ведомость.

По всем расхождениям (недостачам и излишкам, пересортице) инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц, что отражается в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях, актах). На основании этих объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.

Оформленные ведомости подписываются главным бухгалтером и исполнителем и передаются председателю инвентаризационной комиссии.

По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии подготавливает руководителю учреждения предложения:

  • по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию;
  • по оприходованию излишков;
  • по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета при пересортице путем проведения зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
  • иные предложения.

На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений - Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.

По результатам инвентаризации издается приказ.

Инвентаризационные разницы отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации при реорганизации (ликвидации) отражаются бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату реорганизации (ликвидации).

9. Хранение документов бухгалтерского учета

Порядок хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается в соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

Сроки хранения указанных документов определяются согласно п. 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, но не менее 5 лет.

До передачи дел в архив бухгалтерские документы хранятся в помещении УСЗН Лукояновского района в металлических шкафах.

10. Организация документооборота

Порядок движения и обработки первичных документов регулируются графиком документооборота, который утверждается приказом директора учреждения. Документооборот и технология обработки учетной информации регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 № 105.

Графиком документооборота устанавливается схема и сроки прохождения документов в бухгалтерии. Документы, служащие основанием для записей в регистрах бюджетного учета, должны представляться в бухгалтерию в сро¬ки, установленные графиком документооборота.

Документирование фактов хозяйственной жизни ведется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. В случае необходимости построчного перевода документа возможно обращение в специализированную организацию.
Формирование документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

11. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и главного бухгалтера

При смене руководителя или главного бухгалтера учреждения (далее – увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу учреждения (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.

Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа руководителя учреждения или приказа Министерства социальной политики Нижегородской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредитель).

Передача документов бухучета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, создаваемой в учреждении.

Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.

Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в организации работы бухгалтерии.

Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии.

При необходимости члены комиссии включают в акт свои рекомендации и предложения, которые возникли при приеме-передаче дел.

В комиссию, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, включаются сотрудники учреждения и (или) учредителя в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.

Передаются следующие документы:

  • учетная политика со всеми приложениями;
  • квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;
  • по планированию, в том числе бюджетная смета учреждения, план-график закупок, обоснования к планам;
  • бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций;
  • налоговые регистры;
  • о задолженности учреждения, в том числе по уплате налогов;
  • о состоянии лицевых счетов учреждения;
  • по учету зарплаты и по персонифицированному учету;
  • по кассе: кассовые книги, журналы, расходные и приходные кассовые ордера, денежные документы и т. д.;
  • акт о состоянии кассы, составленный на основании ревизии кассы и скрепленный подписью главного бухгалтера;
  • об условиях хранения и учета наличных денежных средств;
  • договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т. д.;
  • договоры с покупателями услуг и работ, подрядчиками и поставщиками;
  • учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т. п.;
  • о недвижимом имуществе, транспортных средствах учреждения: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т. п.;
  • об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;
  • акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы учреждения;
  • акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по каждой сумме;
  • акты ревизий и проверок;
  • материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
  • бланки строгой отчетности;
  • иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности учреждения.

III. Методологический раздел учетной политики

1. Учет подотчетных средств

На счете 20800 «Расчеты с подотчетными лицами» учитываются расчеты по выданным им авансам.

По своевременно не возвращенным и не удержанным из заработной платы (денежного содержания) суммам задолженности подотчетных лиц (в том числе уволенных сотрудников) в установленном порядке ведется претензионная работа, а задолженность подлежит учету на счете 0 209 30 000.

Расчеты с подотчетными лицами могут осуществляться через кассу учреждения, а также с использованием банковских карт ("зарплатных" и (или) оформляемых через органы казначейства).

Для осуществления расчетов по командировочным расходам могут использоваться "зарплатные" банковские карты сотрудников.

Денежные средства на административно-хозяйственные расходы могут предоставляться путем перечисления на банковские карты, оформляемые в органах казначейства.

Перечень лиц, которым могут выдаваться денежные средства из кассы в подотчет утверждается приказом директора. Другим лицам, не указанным в перечне, а также не являющимися штатными сотрудниками учреждения, денежные средства выдаются по письменному распоряжению директора при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

Авансы выдаются по распоряжению руководителя на основании письменного заявления получателя с указанием назначения, расчета (обоснования) размера аванса и срока, на который он выдается .

В конце финансового года срок, на который денежные средства выдаются под отчет, устанавливается таким образом, чтобы обязанность по представлению авансового отчета возникла не позднее последнего рабочего дня текущего года.

Утверждение руководителем авансовых отчетов в части сумм несанкционированных перерасходов по закупкам, произведенным подотчетным лицом, допустимо только в пределах свободных лимитов бюджетных обязательств (прав на принятие обязательств) на год, в котором планируется погашение кредиторской задолженности перед подотчетным лицом.

В случае перечисления денежных средств под отчет на банковскую карту сотрудник должен быть под расписку уведомлен о сумме аванса, назначении и сроках расходования перечисленных денежных средств.

Если подотчетная сумма перечислена на банковскую карту без письменного уведомления сотрудника, ответственность за расходование указанных средств и своевременное предоставление отчета несут сотрудники, санкционировавшие перечисление.

Работниками бухгалтерии делается отметка об отсутствии за лицом задолженности по предыдущим авансам в разрезе статей расходов.

Выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему аванса.

Передача выданных под отчет денежных средств одним работником другому запрещается.

Основанием для выплаты работнику перерасхода по авансовому отчету или внесения в кассу неиспользованного аванса служит заявление сотрудника о выдаче перерасхода ( возмещения затрат- в случае, когда расходы были произведены работником за счет собственных средств) со ссылкой на авансовый отчет, подтверждающий произведенные расходы.

Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют авансовый отчет в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

Работники бухгалтерии проверяют целевое расходование выданных авансов.

В случае, если сотрудник не отчитался за полученные под отчет суммы до конца текущего месяца, сумма задолженности может удерживаться из заработной платы. Сумма удержаний за один месяц не может превышать 20% от суммы, исчисленной к выдаче данному сотруднику.

Лимит выдачи наличных денежных средств под отчет работникам учреждения для осуществления закупок товаров, работ и услуг составляет 10 000,0 руб. (Десять тысяч рублей).

Авансовые отчеты об использовании полученных под отчет сумм представляются в бухгалтерию в следующие сроки:

  • при выдаче подотчетных сумм на разовые закупки товаров, работ, услуг- в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет,
  • при выдаче подотчетных сумм для возмещения расходов по служебным командировкам - в течение трех дней после возвращения из командировки.

2. Учет служебных разъездов

При направлении работников в служебные командировки, связанные с основной деятельностью учреждения, им возмещаются затраты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений":

  • суточные - в размере 100,0 руб. в сутки за счет бюджетных средств.

При однодневных командировках суточные не выплачиваются.

  • расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки.

При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы - 12 рублей в сутки;

  • затраты на проезд к месту командировки и обратно - в размере фактических расходов на покупку железнодорожных, авиа или авто билетов (с учетом особенностей, изложенных в п. «в» Постановления Правительства №729),
  • при следовании в служебную командировку на личном автомобиле расходы на проезд возмещаются в пределах стоимости фактических затрат горючего, но не выше стоимости проезда в автобусе общего типа.

3. Учет заработной платы

Начисление заработной платы в Учреждении осуществляется в соответствии с утвержденным штатным расписанием , Постановлением Правительства Нижегородской области от 01 июля 2011 года №506 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения ___________района (города)» (с изменениями и дополнениями), положением об оплате труда и выплатах стимулирующего характера, разработанных для директора учреждения и работников учреждения, приказов Министерства социальной политики Нижегородской области об установление должностного оклада, выплат стимулирующего характера, на предоставление отпуска и материальной помощи директору Учреждения , приказов директора Учреждения, табелей учета фактически отработанного времени (в табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются фактические затраты рабочего времени) и других нормативных документов.

Аналитический учет по заработной плате ведется в учетном регистре «Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям» (ж/о №6) в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Журнал операций №6 ведется раздельно по кодам финансового обеспечения деятельности и раздельно по счетам:

  • КБК 1.302.11.000 «Расчеты по заработной плате» и КБК 1.302.13.000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;
  • КБК 1.302.12.000 «Расчеты по прочим выплатам»;
  • КБК 1. 302.96 «Расчеты по иным расходам».

Оплата труда работников учреждения осуществляется в следующие сроки:

  • заработная плата за первую половину месяца (аванс)- 15 числа текущего месяца.
    (Размер аванса, подлежащего выплате работнику, рассчитывается пропорционально отработанному времени за первую половину месяца),
  • окончательный расчет – последний день текущего месяца.

Если установленный день выплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то заработная плата выплачивается накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).

  • расчеты с персоналом учреждения при увольнении осуществляется в день увольнения,
  • расчеты с персоналом учреждения при предоставлении очередных отпусков осуществляются за трех календарных дня до начала отпуска,
  • прочие расчеты с персоналом учреждения осуществляются в сроки выплаты заработной платы, в том числе оплата больничных листов за счет средств работодателя , 4-х дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом и т.п.

Продолжительность срока выдачи заработной платы и иных выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера составляет 3 (три) рабочих дня (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) при условии выплаты заработной платы наличными денежными средствами из кассы учреждения.

Перечисление заработной платы в безналичной форме возможно только с согласия работника и только по тем реквизитам, которые указаны в его заявлении.

При изменении платежных реквизитов для выплаты заработной платы работник обязан не позднее чем за три рабочих дня до дня выплаты заработной платы письменно уведомить об этом работодателя.

Согласно ст.136 Трудового кодекса РФ работодатель обязан извещать работников в письменной форме:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Указанные сведения содержатся в расчетном листке.

Периодичность выдачи расчетных листков - один раз в конце месяца при окончательном расчете с работником, а при увольнении работника - в день окончательного расчета с ним.

Для учета выдачи расчетных листков в Учреждении ведется журнал учета выдачи расчетных листков, содержащий удостоверяющие подписи работников, получивших расчетные листки.

Вторые экземпляры расчетных листков подклеиваются к лицевым счетам

На период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком служащему или работнику выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, выплаченных служащим и работникам, сумм начисленных и удержанных налогов ведется по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме».

Учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов ведется в регистрах налогового учета.

Учет сумм по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, ведется в индивидуальных карточках, учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

4. Принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств

В соответствии с Пунктом 7 ФСБУ "Основные средства" в составе основных средств учитываются материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено ФСБУ "Основные средства", другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающим по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета».

Объекты основных средств, которые не приносят экономические выгоды, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" в условной оценке: 1 объект- один рубль.

Бюджетный учет основных средств организуется с детализацией по их видам и материально-ответственным лицам.

5. Структура инвентарного номера

Каждому объекту основных средств, поставленному на бухгалтерский учет присваивается уникальный и последовательный инвентарный номер.
Структура кодовых обозначений, присваиваемых инвентарным номерам объектов основных средств в УСЗН Лукояновского района.

1 знак

2-4 знаки

5-13

14-16 знаки

Наименование групп инвентарных объектов

Код вида финансового обеспечения

Код вида основных фондов

Код из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 ОК 034-2014

(КПЕС 2008)

Порядковый инвентарный

 номер

1

100

00.00.00

001-999

Жилые помещения и помещения

1

200

00.00.000

001-999

Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель

1

300

00.00.000

001-999

Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь , и  другие объекты

1

400

00.00.00

001-999

Системы вооружений

1

500

00.00.00.000

001-999

Культивируемые биологические ресурсы

1

600

00.00.00

001-999

Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы

1

1

700

00.00.00

001-999

001-999

Объекты интеллектуальной собственности

В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:

• мебель для обстановки одного помещения: столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки.

Не считается существенной стоимостью - стоимость до 10 000 руб. за один имущественный объект.

Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов, формируемый как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Локально-вычислительная сеть (ЛВС) и охранно-пожарная сигнализация (ОПС) как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС и ОПС, которые соответствуют критериям основных средств, установленным Стандартом «Основные средства», учитываются как отдельные основные средства. Элементы ЛВС или ОПС, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются как единый инвентарный объект.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в организации.

Изменение порядка формирования инвентарных номеров в организации не является основанием для присвоения основным средствам, принятым к учету в прошлые годы, инвентарных номеров в соответствии с новым порядком.

При получении основных средств, эксплуатировавшихся в иных организациях, инвентарные номера, присвоенные прежними балансодержателями, не сохраняются.

Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

Ответственным за присвоение и регистрацию инвентарных номеров вновь поступающим объектам основных средств является главный бухгалтер.

6. Начисление амортизации объектов основных средств

Начисление амортизации объекта основных средств в Учреждении производится линейным методом - равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива.

В течении отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

а) на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним":

  • стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 100 000 руб. - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

б) на объекты движимого имущества:

  • стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

в) на объекты библиотечного фонда:

  • стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

г) на иные объекты основных средств:

  • стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объекта основных средств в целях принятия к учету объектов в составе основных средств и начисления амортизации определяется согласно п. 35 ФСБУ "Основные средства..

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости.

В отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС «Основные средства» (до 01 января 2018года), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится. (Раздел 7 Методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 15 декабря 2017 года №02-07-07/84237).

7. Порядок выбытия с бухгалтерского учета объектов основных средств

В целях обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, приказом директора учреждения утверждается состав постоянно действующей в течение года комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов .

Решение о списании пришедших в негодность объектов основных средств балансовой стоимостью до 50 000,0 рублей за единицу объекта, за исключением зданий, сооружений и автотранспортных средств, принимается комиссией самостоятельно.

Решение о списании пришедших в негодность объектов основных средств балансовой стоимостью 50 000,0 рублей и выше за единицу объекта принимается в соответствии с приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06 апреля 2012 года № 311-05-11-32/12 « Об утверждении Порядка списания основных средств, находящихся в государственной собственности Нижегородской области» ( с изменениями и дополнениями).

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам.

Выбытие инвентарных объектов основных средств, в т.ч. объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом. (Актом).

Списание основных средств с бюджетного учета осуществляется на основании актов (ф. №№ОС-4 и ОС-4). После оформления актов на списание нефинансовых активов постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов оформляется решение об уничтожении или утилизации списанных объектов.

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения соответствующих актов не допускается.

Списанные объекты основных средств (а также их части), не пригодные для дальнейшего использования или продажи подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента их утилизации (уничтожения).

8. Учет материальных запасов

К материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи, а также материальные ценности, используемые в качестве материалов, комплектующих изделий для управленческих нужд, средства труда (инвентарь и хозяйственные принадлежности), в соответствии с требованиями п.99 Инструкции 157н.

Учет материальных запасов осуществляется в соответствии со статьями 98-126 Инструкции №157н и статьями 21-29 Инструкции №162н.

Аналитический учет материальных запасов ведется по местам хранения и материально-ответственным лицам.

Материальные запасы отражаются по фактический стоимости, которая включает: суммы, уплаченные в соответствии с договорами поставщикам материальных запасов, включая налог на добавленную стоимость, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных запасов, таможенные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением материальных запасов, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, суммы, уплаченные за заготовку (включая переработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик запасов, не связанных с их использованием), а также доставку материальных запасов до склада Учреждения, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

9. Обесценение активов

Выявление признаков обесценения активов осуществляется в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской отчетности (в конце каждого отчетного периода). Выявление признаков обесценения активов осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива (тест на обесценение).

Тест на обесценение проводит постоянно действующая комиссия по оценке технического состояния и целесообразности дальнейшего использования нефинансовых активов, по поступлению и выбытию объектов основных средств и материальных запасов.

При наличии признаков обесценения необходим расчет справедливой стоимости. Справедливая стоимость актива определяется методом рыночных цен.

Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования.

Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива принимается решение об учете актива на забалансовом счете, в дальнейшем проведение теста на обесценение такого актива не осуществляется.

10. Учет имущества, полученного по договору аренды

Классификация объектов учета аренды по договорам аренды или безвозмездного пользования и определение вида аренды (финансовая или операционная), а также классификация (реклассификация) объектов основных средств как инвестиционной недвижимости осуществляется на основании профессионального суждения лица, ответственного за организацию бухгалтерского учета, в соответствии с критериями, установленными федеральными стандартами "Основные средства", "Аренда", и Методическими рекомендациями, доведенными письмами Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, от 15 декабря 2017 г. N 02-07-07/84237.

Имущество, полученное по договору аренды с 01.01.2018, отражается в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект. Для отражения имущества, полученного по договору аренды, используется балансовый счет «права пользования нежилыми помещениями».

Имущество, полученное по договору аренды принимается на баланс в сумме арендных платежей за весь срок пользования, предусмотренный договором аренды, и одновременно отражаются арендные обязательства – кредиторскую задолженность по аренде (п.20 Стандарта «Аренда»). Объект амортизируется ежемесячно в сумме арендных платежей в течении срока пользования, установленного договором аренды.

Если договор аренды прекращается досрочно, остаточную сумму права пользования активом сторнируют в уменьшение кредиторской задолженности по арендным обязательствам.

11. Учет санкционирования расходов

Учет плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, финансового обеспечения) по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (средств учреждения) осуществляется на счетах санкционирования в разрезе кодов бюджетной классификации (в том числе в разрезе кодов КОСГУ) согласно той детализации, которая предусмотрена при доведении (утверждении) плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, финансового обеспечения).

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Согласно пункту 318 Инструкции N 157н учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение).

Аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется в разрезе кредиторов (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров).

12. Учет резервов предстоящих расходов

В УСЗН Лукояновского района формируются следующие виды резервов:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов;

Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении работника учреждения, начисляется на основе норматива отчислений, который рассчитывается исходя из доли расходов на выплату отпускных в общей сумме расходов на оплату труда за предыдущий год.

Дата формирования резерва - первый рабочий день года.

Резерв в части платежей на обязательное социальное страхование рассчитывается исходя из суммы, резервируемой на непосредственную оплату отпусков, а также действующих тарифов страховых взносов.

Резерв по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов.

Резерв начисляется в оценочной величине, определенной исходя условий договора (контракта) и суммы аналогичных платежей за предыдущий месяц (квартал). Аналитический учет ведется по кодам КОСГУ в разрезе договоров (контрактов).

Дата формирования резерва - последнее число месяца.

Резервы используются только на покрытие тех расходов, в отношении которых они были созданы.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

13. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Отражение событий после отчетной даты в бухгалтерском учете и раскрытие информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности должно осуществляться следующим образом:

При оценке существенности показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, подлежащих составлению и представлению, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов.

14. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в рублях и копейках.

Согласно п. 52 Стандарта "Основы бухучета" оценка отдельных объектов бухучета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение такого учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости - в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Основных методов определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств два:

  • метод рыночных цен - справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа;
  • метод амортизированной стоимости замещения - справедливая стоимость актива (обязательства) определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости. Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) его полезного потенциала (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения). Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования).

14.1.Оценка основных средств для целей бюджетного учета

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в результате обменных и необменных операций.

  • Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом действующего законодательства РФ по исчислению НДС, которые отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 0 106 00 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»
  • Объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной – по стоимости, отраженной в передаточных документах.
  • Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции :
    • дарения (безвозмездного получения);
    • принятия выморочного имущества;
    • получения объектов по распоряжению собственника без указания стоимостных оценок;
    • при выявлении объектов, созданных в рамках ремонтных работ;
    • при выявлении в ходе инвентаризации неучтенных объектов, по которым утрачены приходные документы является его справедливая стоимость на дату приобретения.

В соответствии с п.59 СТС «Основные средства» при определении справедливой стоимости используются сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.

При определении справедливой стоимости передаваемых объектов постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляет оценочный акт, в котором производится расчет средней цены принимаемого объекта .

Если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

  • В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции в составе основных средств – в условной оценке: один объект, один рубль.
  • Если объект основных средств предназначен для отчуждения не в пользу организаций государственного сектор, то он отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости , определяемой методом рыночных цен.

Последующая оценка объектов основных средств

Пунктом 27 Стандарта "Основные средства" предусмотрено, что если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями названного стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.

Казенное учреждение применяет положения пункта 28 ФСБУ "Основные средства" при ведении учета основных средств, групп основных средств.

14.3. Оценка материальных запасов для целей бюджетного учета

  • При изготовлении материальных запасов Учреждением, фактическая стоимость материальных запасов определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.
  • При безвозмездном получении материальных запасов, в т.ч при получении их в процессе списания (ликвидации) комплексных объектов основных средств первоначальной стоимостью материальных запасов признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой на склад Учреждения, и приведением их в состояние, пригодное для использования.
  • Под текущей рыночной стоимостью понимается определенная оценочно-инвентаризационной комиссией Учреждения сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  • Безвозмездная передача материальных запасов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости данных активов у передающей стороны.

14.4. Методы оценки ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

  • Объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя учитываютя на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в оценке основного средства, принятого по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). А при отсутствии стоимости в условной оценке: 1 объект 1 рубль.
  • Материальные ценности , принятые на хранение учитываютя на счете 02 в условной оценке 1 рубль за 1 объект.
  • Бланки строгой отчетности учитываются на счете 03 в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
  • Неоплаченные путевки учитываются на счете 08 в условной оценке: одна путевка, один рубль.
  • Учет запасных частей на счете 09 осуществляется по стоимости их приобретения.
  • Учет периодических изданий для пользования на счете 23 ведется по стоимости приобретения.
  • Учет основных средств, стоимостью до 10000 руб. включительно в эксплуатации, на счете 21 ведется по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
  • Учет на счете 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» ведется в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат в сумме сформированных обязательств.

14.5. Оценка обязательств для целей бюджетного учета
Обязательства принимаются на бухгалтерский учет на основании сумм, указанных в договорах, исполнительных документах или иных документах на дату возникновения обязательств.


Скачать учетную политику

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст